Пять лет на одном дыхании
Хотя номер в этот раз вроде бы «некруглый» — 74, — у нас есть все основания для праздника. Дело в том, что первые тринадцать выпусков «Лучших компьютерных игр» были сборниками руководств и прохождений и выходили не как ежемесячный журнал, а «когда получится».
Ровно пять лет назад, в конце 2002 года, был придуман журнал ЛКИ — такой, каким мы его знаем. Или почти такой; в конце концов, за пять лет пройден немалый путь. С тех пор как в декабре 2002 года вышел январский номер за 2003 год (у игровых журналов принято чуточку опережать события), «Лучшие компьютерные игры» выходят каждый месяц. Позади — шестьдесят ежемесячных выпусков, пять лет, несколько тысяч статей, видеоролики, постеры, появление и исчезновение рубрик, радостные и печальные события... Настала пора писать хронику журнала. Перед вами — история ЛКИ от его второго рождения в 2002 году до наших дней.
Как рождался журнал
К концу 2002 года издательский дом «Техномир», тогда еще не имевший названия, решил, что настала пора расширить поле деятельности. Среди прочих вариантов была выбрана идея сделать из сборников руководств и прохождений, которые выходили под названием «Лучшие компьютерные игры» и были приложением «Игромании», самостоятельный ежемесячный журнал. Ваш покорный слуга в то время писал для «Игромании» — и, по-видимому, настолько часто критиковал новые проекты и вносил предложения, что меня сочли подходящим кандидатом на руководство новым журналом.
Ограничивать свои интересы руководствами и прохождениями ЛКИ и в те времена не собирался: ради этого не стоило переделывать сборник в ежемесячный журнал. Рубрик в первом ЛКИ было всего семь: «Новости», «Игры будущего», «Хит за хитом», «Руководства и прохождения», «Советы мастеров», «Коды», «Юмор». Шесть из них до сих пор с нами: только с рубрикой «Хит за хитом» произошло много превращений, пока она окончательно не слилась с «Руководствами и прохождениями» в «Рецензии».
Надо сказать, что журналы, публикующие руководства, встречались в России и до ЛКИ. Уникальной новинкой, которая обозначила лицо издания и особое место ЛКИ в игровой журналистике, стали «Советы мастеров»: серьезно и системно изложенные игровые тактики, да еще на ежемесячной основе, не встречались ни в бумажной, ни даже в электронной прессе.
На мой взгляд, именно ради них и стоило браться за создание журнала; ведь, по тогдашнему обычаю, игра, которая вышла три месяца назад, для игровой прессы уже как бы «не существовала». Ее могли иногда упомянуть вскользь, но подробных статей по ним почти не практиковалось. Я искренне верил (как оказалось — правильно), что играть не только в «свежатину» хочется многим.
Тогда же была придумана система оценок «Корона-орден-медаль» и появился первый дизайн наград — от Ольги Захаровой. Рейтинг нам тогда не требовался: журнал, в соответствии с названием, рассматривал только лучшие игры и оценивал их только как произведения искусства (награды до сих пор служат именно этой цели). Рейтинг мы ввели, когда стали всерьез заниматься рецензированием игр: это надо делать со всех точек зрения, а значит, одной награды мало.
Первоначально предполагалось не комплектовать ЛКИ диском; но оказалось, что... проще с диском: два журнала с одинаковой технологией производства выпускать не в пример легче. Поэтому первый ЛКИ CD делался вашим покорным слугой буквально «на лету». Кстати, быстро выяснилось, что это было мудрое решение: на девяносто шесть страниц все требуемые руководства и прохождения физически не помещались. И часть прохождений (но не руководств!) была перенесена на диск. Между прочим, журнал я в то время редактировал тоже в одиночку.
Тогда же появилось первое руководство для авторов и возник принцип «Никакого жаргона в журнале!». Мода тех времен гласила, что игроки — особая «субкультура», находящаяся в стороне от обычной; но штука в том, что игры этому не соответствовали. Они старались создать живые миры, воплотить в виртуальной реальности литературные вселенные, словом — были (и есть до сих пор) плоть от плоти обычной культуры. А принятый жаргон все игровые явления низводил до «фишечек», в каждой букве подчеркивая игрушечность того, что происходит на мониторе. Это казалось нелогичным и несправедливым...
Впоследствии выяснилось, что у этого подхода тоже есть недостатки: так, например, киберспортсменам трудно подстраиваться под эту систему (для них все, что происходит на мониторе, действительно сугубо «цифровое» — они ведь не погружаются в сюжет, а соревнуются!). Зато тем, кто хочет заглянуть игре в душу, наш принцип пришелся по вкусу. Что и требовалось доказать.
Виктор Бодров сделал для ЛКИ фирменный «полосатый» дизайн; что любопытно, еще буквально полгода назад в рубрике «Юмор» можно было наблюдать последний сохранившийся его образчик. А верстку номера выполняли Денис Ганночка и Роман Грыныха. Тогда же одним из ключевых элементов дизайна руководств стали маленькие иллюстрации войск, заклинаний и других элементов игры, сопровождавшие их текстовое описание.
Первый год дизайн почти не менялся, за исключением обложки. Потом... но об этом мы поговорим, когда дойдем до соответствующего момента в нашей хронике.
2003 год
Январь
Вот он, первый ежемесячный ЛКИ. В нем всего девяносто шесть страниц, он сшит скрепками, а не склеен, как сейчас.
В качестве девиза на нем красуется надпись «Новый российский журнал руководств и прохождений», а над логотипом — «Игромания представляет»: первое время ЛКИ считался спецвыпуском «Игромании», потому что регистрировать его отдельно не спешили — следовало вначале «проявить себя». Он и проявил: номер разошелся так быстро, что уже через три дня после выхода стал библиографической редкостью, и даже ваш покорный слуга сумел достать себе всего-навсего два экземпляра. Тираж тут же вырос почти вдвое, а первый номер так и остался раритетом.
|