Прохождение игр

Понедельник, 20.05.2024, 07:37
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS
Главная » 2010 » Ноябрь » 9 » ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ - Medieval II: Total War - Kingdoms К оружию!
00:16
ТАКТИКА ИГРЫ И СОВЕТЫ МАСТЕРОВ - Medieval II: Total War - Kingdoms К оружию!

В этой статье мы поговорим о тактических боях в Medieval II. Конечно, их можно поручить компьютеру — но если все время так поступать, то зачем вы эту игру установили? Ведь они — пожалуй, самая интересная ее часть. В Kingdoms она стала еще лучше: добавлены новые возможности, устранены досадные ошибки. А искусственный интеллект хотя и уступает человеку, но все же вполне оправдывает свое название: легкой жизни не ждите. К победе, как и везде в этой игре, ведет множество разных путей, и четких инструкций я вам не буду пытаться давать. Скорее, попытаюсь систематизировать знания. Что же, приступим: к оружию, господа!

Чем богаты, тем и пополним ряды

Для начала посмотрим, что за войска предоставлены в наше распоряжение и как их лучше использовать. Естественно, у нас есть пехота, которую мы сразу разделим на бойцов ближнего боя (их дальше и будем называть пехотой) и стрелков, кавалерия и артиллерия. О флоте мы в этой статье мы говорить не будем — тактический режим морских сражений обещают только в следующей игре серии.

Мастера клинка

Разные виды пехоты, конечно же, сильно отличаются друг от друга. Города поставляют простых ополченцев — бойцов не выдающихся, берущих разве что числом. В поле толку от них мало — тяжелая кавалерия может уничтожить такой отряд с одного удара. Но вот в тесноте улиц конникам не разогнаться, и 2-3 отряда копьеносцев могут нанести немалый ущерб врагу, перекрывая ворота или брешь в стене. Важно и то, что на благо родного города некоторое количество отрядов готово служить бесплатно, а сильный гарнизон повышает настроение обитателей — так что затраченные деньги быстро окупятся за счет более высоких налогов. В тылу вполне можно других войск и не нанимать, но на границе нужно держать и более профессиональных солдат. Позднее в число таковых можно добавить и горожан с огнестрельным оружием.

Славных сынов отечества воспитывают в замках. Постройки, производящие лучшие отряды, недешевы, потому рекомендую выбрать для каждой из них специализацию — тяжелая пехота, конница и лучники — и целенаправленно отстраивать по максимуму соответствующую линейку. В результате массовых закупок одного вида войск к замку может проявить интерес соответствующая гильдия. Она передаст ценный опыт новобранцам и может воспитывать специальные элитные войска — например, шервудских стрелков в английской гильдии лесорубов.

Разные виды тяжелой пехоты существенно отличаются по своим параметрам: у воинов со щитами ниже атака, но куда выше защита. Кого выбирать, зависит от вашей стратегии: если вы вынуждены пехотой атаковать, то берите наносящие больший ущерб отряды. Да, они понесут больше потерь от вражеских лучников, но тут же не тир — времени пострелять вдоволь вы не дадите. Если же главные инструменты для вас — стрелки и кавалерия, выбирайте войска с максимальной живучестью. Их задача — малым числом связать боем как можно больше противников и удерживать их, не давая добраться до уязвимых лучников. Ну, и надеяться, что кавалерия вот-вот освободится от более насущных дел и ударит врагу в тыл. Сколько противников к этому моменту положат пехотинцы, принципиального значения не имеет: предполагается, что от такого удара конницы враг бросится врассыпную и завершить битву труда не составит.

На заметку: пехоте лучше воевать зимой — у многих отрядов в снегу появляется преимущество. Коннице ведь лыжи не положены, и шубы на коней не шьют. Иногда стоит ход подождать с атакой, чтобы воевать в нужное время года.

Обратите внимание и на такой параметр, как зарплата ваших отрядов. Часто при очень похожих боевых характеристиках новые типы войск отличаются от уже известных именно ею — так, например, обстоит дело с английскими спешенными феодальными рыцарями и тяжелыми меченосцами.

Лук и стрелы

В лобовом столкновении двух армий тяжелой пехоты потери с обеих сторон наверняка будут огромны. Лучший способ уменьшить свои — активно использовать стрелков. В соответствии с исторической правдой, качество стрелковых отрядов у разных наций достаточно существенно отличается. Лучшие — англичане: их элитные лучники значительно превосходят почти всех коллег и дальнобойностью, и меткостью. Хотя до исторических прототипов все же не дотягивают: крупнейшие сражения Столетней войны — битвы при Креси, Пуатье и Азенкуре — были выиграны английскими лучниками у многократно превосходившей числом рыцарской армии французов.

Это интересно: эти же сражения, впрочем, напоминают, что самое важное — правильное управление войсками. Французские отряды во всех трех битвах не взаимодействовали и наносили друг другу едва ли не больше вреда, чем противник. Так, в битве при Азенкуре французы под стрелами сбились в кучу, и многие в тесноте даже не могли достать оружие. Падавшие под тяжестью доспехов спешенные рыцари оказывались вдавлены в мягкий грунт шедшими следом, и один из англичан писал, что «больше людей погибло, будучи раздавленными, нежели наши воины могли бы убить». Реконструкцию Азенкура в разделе «Исторические битвы» выиграть далеко не так просто.

Как вы наверняка заметили, лучники могут стрелять настильно или навесными. Навесными стреляют в том случае, когда враг прикрыт стенами или атакован вашими войсками (свои стрелы убивают не хуже чужих — а иногда и лучше, летят-то в спину), а также задние ряды многорядного построения. При настильном огне меткость выше, так что ставьте отряд в две шеренги. Кстати, учтите, что если стрелять во вражеский отряд второй линии, то лучники будут наносить вред и тому, что стоит в первой.

На заметку: если приходится устраивать дуэль лучников, ставьте своих за спины тяжелой пехоты: их щиты прикроют стоящие позади войска.

Еще одна способность — использовать зажженные стрелы: это повышает наносимый вред и сильно вредит боевому духу жертв, но снижает темп стрельбы и меткость. Рекомендую к применению против больших масс пехоты (все равно в кого-нибудь попадет) или тяжелой кавалерии, которой обычными стрелами могут повредить только профессионалы. Особенно в начале игры, когда в вашем распоряжении только легкие лучники — с меткостью у них в любом случае беда, а так результативность повышается.

На заметку: у лучников и арбалетчиков по 30 стрел, у конных лучников — 25, к ружьям выдают по 20 зарядов, дротиков не унести больше 8. Луки и арбалеты стреляют на расстояние в 120-160 метров, для конников 120 — предел. Пистолеты бьют на 55, на такое же расстояние можно метнуть дротик. Аркебузы сравнимы с простыми луками — 120, мушкеты бьют на 180. Но вот меткость у всех арбалетчиков низкая, а чемпионы стрелковых состязаний — элитные лучники.

Еще одна способность профессиональных войск — врыть в землю заостренные колышки против кавалерии. Разумеется, сделать это надо перед началом боя. Очень рекомендую. Только следите, чтобы в них ваша кавалерия не влетела на всем скаку.

И последний тактический вопрос — режим уклонения от рукопашного боя, в начале сражения у всех стрелков включенный. Вообще-то он помогает далеко не всегда — убежать от кавалерии, к примеру, пехота все равно не может. Нередко мешает — можно дать еще пару залпов, но лучники дают деру минут на пять, хотя в двух шагах стоит отряд тяжелой пехоты прикрытия. В общем, если вы активно используете режим паузы и готовы заниматься таким «микроменеджментом», как своевременный отвод войск на новую позицию, то рекомендую этот режим отключать.

Рыцари без страха и упрека

Пехота — царица полей? Нет более глупого утверждения, когда речь идет о Medieval II. Только «в современной войне исход боя решает артподготовка». В полях правят те, кто там находит себе корм и место для прогулок, — кони, зачем-то нагруженные консервами, именуемыми рыцарями. У кавалерии один недостаток — меньшая по сравнению с пехотными отрядами численность. Но он вполне окупается большей скоростью и маневренностью, позволяющими не только уйти от невыгодного боя, но и уменьшить потери от лучников, и возможностью атаки с разгона (Charge). Поэтому армия из одной кавалерии хоть и не идеальна, но имеет шансы, а вот одна пехота в схватке с кавалерией противника обречена на поражение, если только тот сможет своим преимуществом грамотно распорядиться. У пехоты в таком сражении одна тактика — встаньте, дети, встаньте в круг, кто выживет после удара конного тарана, пытайтесь нанести ответный, пока всадник обратно не уехал. А способности кавалерии нанести чувствительный удар не стоит подвергать сомнению — одинокий конник при атаке на строй легкой пехоты каким-то образом может сразу раскидать по сторонам шестерых-семерых. Наверное, все же дело, как я и подозревал, в лошадях — одного поражает копьем всадник, остальных сбивает скакун. По массе-то рыцарский конь в доспехах и с этим чудом в перьях на хребте уступает не всякому автомобилю.

Это интересно: во время Столетней войны 30 английских рыцарей встретились с таким же количеством французов. Англичане как наездники французам уступали и предложили биться пешими. Те согласились, обе группы построились фалангами и сражались кавалерийскими копьями. Более опытные англичане убили четверых французов, потеряв лишь двоих, после чего был объявлен перерыв. И тут французы пошли на хитрость: на поле вернулись только 25 пеших, а когда англичане построились для боя, 26-й врезался в них верхом на лошади. Семеро англичан так и не встали, остальные обратились в бегство, преследуемые кавалеристом, и были убиты либо взяты в плен без потерь у французов. Таким образом, 26 рыцарей и одна лошадь имели решительное преимущество над 28 рыцарями.

Основная сложность для игрока — добиться от конницы эффективной атаки с разгона. В Интернете гуляет энное количество советов по этому поводу, и не все они верны.

Так, например, дважды вы щелкнули мышкой на отряде противника или один раз — к делу не относится. Основное условие — нужная дистанция до цели: иначе конница или не успевает разогнаться, или, наверное, забывает, зачем туда едет. Она составляет около полусотни метров. Чтобы получить максимальную выгоду, выстройте отряд широким фронтом (два ряда в глубину) и, как только кавалерия нанесла удар, немедленно командуйте отступление. Иначе она ввяжется в рубку на мечах, в которой ее могут окружить и превзойти числом. Если у вас несколько отрядов на небольшом участке, лучше посылайте их волнами, чтобы они не сбивались в кучу, в которой задние ряды о противнике будут только слышать. Не забывайте — хотя в рукопашном бою кавалерия превосходит пехоту, но именно в нем несет основные потери.

На заметку: атака с разгона дает некоторое преимущество и пехоте, и коннице. Но для пехоты оно обычно составляет 20-40% от основного навыка атаки, а для кавалерии с копьями может превышать 50%. С мечами оно уменьшается до тех же 25%.

Обратите внимание: правило «чем выше уровень, тем лучше войска» для кавалерии не вполне верно. Безусловно, феодальные рыцари в лобовом столкновении с тяжелой пехотой полезнее обычных, но зато уступают им в скорости и маневренности. Это важно, когда вам надо не просто отогнать ужасным видом конницы выбежавших вперед вражеских стрелков, но и уничтожить их, при этом избежав столкновения с основными силами противника. В начале игры используется и легкая кавалерия, но позднее в схватке со спешенными рыцарями толку от нее будет немного.

На заметку: лошади боятся не только слонов, но и верблюдов — из-за непривычного запаха. Так что в столкновении с наездниками на верблюдах конники действуют со штрафом, а те получают преимущество. Наверное, это скрытая реклама дезодорантов. Верблюды боятся слонов (хотя меньше, чем лошади), чем те и пользуются. Кстати, у слонов по 6 HP, как у неплохого генерала.

Противостоять коннице лучше всего при помощи сочетания всех видов войск. Легкая артиллерия и лучники обстреливают ее издали, пехота принимает на себя удар и связывает боем, а ваши всадники в это время наносят удар с тыла и флангов. Конечно, можно устроить просто столкновение кавалерийских отрядов на встречных курсах, но результат при равных по силе противниках предсказать сложно — во многом он будет зависеть от «морально-волевых качеств».

Парфянская стрела

Конные стрелки есть не у всех наций, но обойти их вниманием никак нельзя. Против легкой пехоты они великолепны, против тяжелой — достаточно эффективны, хорошим лучникам-пехотинцам дуэль проигрывают за счет меньшего числа стрелков в отряде. А против коллег-кавалеристов они — одно из лучших средств: скорость у них куда выше, и при внимательном управлении в рукопашную они не вступят.

Как с ними бороться? Если они составляют незначительную часть войск противника, то для начала сосредоточьтесь на основной армии — возможно, противник просто сбежит с поля боя и избавит вас от проблем. Этому могут поспособствовать ваша артиллерия и кавалерия. Жертв в ее рядах не избежать, но при удачном раскладе у края карты состоится схватка, из которой остатки вашего отряда выйдут победителями.

Если же армия врага почти полностью из конных стрелков и состоит, необходимо задействовать все виды войск. Всем назначьте рассеянный строй и наступайте как можно более широкой цепью, стараясь зажать противника в углу карты.

Дуэль лучников вам часто выгодна — у вас стрелков в отряде больше. Ну, а потерявших осторожность и подобравшихся слишком близко окружайте конницей и уничтожайте в рукопашной. Только не пытайтесь гнаться за всеми зайцами сразу — чтобы отряд врага не ускользнул, нередко понадобится 3-4 ваших.

Наши жены — пушки заряжены

Рассматриваемый в игре период был для артиллерии не лучшим временем. Времена сложных метательных машин, использовавшихся греками и римлянами, прошли, такие конструкции в средневековье делать разучились. Несколько превосходила прочих Византия, лучше сохранившая античное наследие. В XIV веке при осаде начинают применять пушки, но поначалу они весьма громоздки и не отличаются меткостью.

В игре полевая артиллерия могла бы быть совсем бесполезна, если бы не совершенно неправильная тактика компьютера: иногда он ждет вашей атаки и ничего не предпринимает. Его войска смиренно ждут вашего удара, а пока стоят под стрелами и ядрами, и даже самая «косая» артиллерия может процентов на 10 сократить вражеское войско. Постарайтесь сосредоточить огонь на бронированных врагах — отряде полководца, конных и пеших рыцарях. Используйте бомбы и зажигательные снаряды — более низкий темп стрельбы в этой ситуации совершенно не важен. Если сами окажетесь в такой ситуации — кавалерия должна выручить.

На заметку: иногда ваша артиллерия начинает постоянно всаживать снаряды в какой-нибудь холмик перед вражеским отрядом. Попробуйте выбрать целью того, кто стоит во втором ряду, — прицел поменяют.

Когда же дело доходит до штурма, важное значение приобретает траектория стрельбы орудий. Бомбарды лучше всего разрушают ворота и стены, требюше могут перебрасывать снаряды и за стены, а мортиры только на это и способны, причем с не особо высокой меткостью.

Это важно: даже небольшой уклон, который пехота и конница преодолеют без проблем, может помешать артиллерии — не втащить пушки на гору, хоть Жучку зови, хоть кошку с мышкой.

Подбираем бойцов

Думаю, нет нужды останавливаться на том, что одного идеального состава армии не бывает и при грамотном управлении почти всегда можно добиться успеха. Поэтому наметим некоторые общие моменты.

Во-первых, в армии должен быть полководец: лучше второсортный, чем никакого. Конечно, иногда вы можете получить после битвы «народного генерала», но даже героическая победа этого не гарантирует. Кстати, учтите, что появление нового кандидата в наследники понизит лояльность сыновей монарха.

Если армия отправляется в поход на врага, а не предназначена для решения частной задачи вроде «разобраться с этим мародером», то она должна быть готова штурмовать поселения. Роскошь держать врага двадцать-тридцать лет в осаде мы чаще всего не можем себе позволить.

Во-первых, кормить армию — удовольствие недешевое. Во-вторых, ситуация может поменяться, и войска понадобятся вам в совсем другом месте — время будет потеряно напрасно. В-третьих, у католических держав папа может потребовать прекратить войну, а он шуток не любит. Так что хотя бы города мы должны брать сходу. Значит, нужна артиллерия — 1-2 лучших доступных на данный момент орудия. Да, они замедлят передвижение армии — но обычно мы направляем войска не через полмира, а к соседям. Ход-два лучше потерять в пути, чем на осаду — в случае чего, не поздно будет передумать до того, как отношения испорчены.

Независимо от цели армии рекомендую иметь в ее составе хотя бы 4 отряда кавалерии, оптимально — 7-9. В городе они небесполезны, а в поле незаменимы. Ну, а соотношение стрелков и пехоты зависит от нации и ваших предпочтений. На простых арбалетчиков ставку делать едва ли стоит — 3-4 отрядов вполне хватит. Против вражеских рыцарей они не особо помогут, положитесь на сталь. А вот играя, например, за Англию, лучше набрать много лучников с прикрытием тяжелой пехоты: она должна будет только задержать тех, кто все же добежит до ваших рядов. У меня нередки были армии с 8-10 отрядами лучников и 2-3 — пехоты.

К бою!

Наверное, стоит начать со «спасибо» создателям игры. Электронный стратег Kingdoms на максимальном уровне сложности пусть и не идеален, но вполне неплох. Он понимает такие концепции, как фланговый удар и обход с тыла, — может применить их сам и распознает в ваших действиях. Главное, чего ему не хватает, — готовность действовать по единожды принятому плану. Конечно, учитывать меняющуюся обстановку на поле боя надо, но метания только ухудшают ситуацию.

Реальный пример: мои войска состояли из пяти отрядов ополченцев-лучников, трех с половиной отрядов таких же копейщиков и двух десятков легких кавалеристов, у противника — примерно столько же сержантов и спешенных рыцарей. Я поставил свои войска подковой, на краях — по отряду пехоты, кавалерия симулировала подготовку атаки с тыла. В результате раз за разом железный мозг направлял своих пехотинцев в атаку, в какой-то момент понимал, что позади — мои конники, впереди и с флангов — пехота, и отводил свои войска назад, не дойдя метров 10-15 до неминуемой победы. Все это время лучники, естественно, не стояли без дела, и через полчасика остатки врага сбежали с поля боя. В общем, любое распределение ваших войск усложняет компьютеру оценку ситуации.

Это важно: если вы хотите, чтобы войска держали строй и двигались вместе, объедините их в группу (Ctrl+цифра)

Осмотрим поле битвы

Если не половина, то уж треть битв выигрывается до того, как солдаты достанут мечи из ножен, — при выборе изначального расположения войск. Найдите господствующую высоту и подведите войска как можно ближе к ней. Особенно это важно для стрелков и артиллерии, да и атаки кавалерии, бегущей в горку, отбивать куда проще. Ваши войска превосходят противника числом, и никто вас атаковать не будет? Что же, вам, по крайней мере, не придется отбивать горку у противника.

Помимо рельефа обратите внимание на леса. Вообще-то понять, что является лесом, а что нет, мне не всегда удается — то за двумя деревцами скрывается развернутый в шеренгу отряд кавалерии, то десяток пехотинцев не может спрятаться в том, что я бы назвал рощицей. Чаще всего выбежавшие из засады войска оказываются для компьютера не такой уж неожиданностью, но вот для вас сюрприз может быть некстати. Подозрения поможет рассеять легкая кавалерия. А вот тяжелым всадникам соваться под деревья не стоит: по шлему и ветки бьют, и пехота настучать может — в зарослях даже ополченцы для феодальных рыцарей становятся угрозой.

Однако на выбор места битвы влияет не только рельеф. Нередко одна из сторон ожидает прибытия подкреплений. Обычно их выгодно собрать в кулак до начала самой битвы. Воевать на два фронта, конечно, неудобно, но можно успеть разбить врага по частям — это легче, чем иметь дело с объединенной армией. Соответственно, поставьте свои войска подальше от врага, если ждете подкреплений сзади, или сместите на фланг, если они должны появиться в тылу противника. Конечно, бывают случаи, когда на вас идут две армии врага, и быстро уничтожить любую из них невозможно. Тогда приходится переходить к плану Б — выбрать такую позицию, чтобы противник, наоборот, подходил с одного направления.

Это важно: если по ходу битвы должно подойти подкрепление к вам, проверьте, что не стоит галочка, отдающая его под управление компьютеру. Вы справитесь лучше.

Если вы атакуете, начальная расстановка войск не сыграет большой роли, а вот в защите секунды, потраченные на перестроение, могут быть роковыми. Почти всегда стоит сразу задать разреженный строй стрелкам. Поставьте артиллерию на фланге или на возвышенности (а лучше — и то, и другое), чтобы не опасаться огня в спину своих войск, и разрешите вести огонь по своему усмотрению. Отключите режим уклонения от боя стрелкам и выдвиньте вперед (не забудьте про частокол, если ваши стрелки умеют его ставить). Пехота — второй линией за лучниками, чтобы тем было куда отступить. Кавалерия — на фланги, полководец — в тыл, чтобы поддержать дрогнувшие войска. Теперь можно начинать.

Маневр — залог победы

Итак, войска построены и готовы ринуться в бой. Но начнется он почти наверняка на большой дистанции. Типичный дебют для компьютера — стрелки выбегают вперед редким строем и издалека обстреливают ваши войска. Вы можете поступить так же или отправить свою кавалерию разогнать стрелков. Второй вариант почти всегда лучше, совмещать их не стоит — потери от своих стрел в спину нам не нужны. Главное — не увлекаться и вовремя отступить. Вражеские стрелки, конечно же, побегут за спины пехоты, столкновение с которой на данной стадии в наши планы не входит: один-два отряда кавалерии против целого войска долго не продержатся. Вполне вероятно, что этот маневр вы повторите еще несколько раз. Почему-то для противодействия таким безобразиям свою кавалерию компьютер привлекает крайне редко.

Если враг идет в атаку всеми своими силами, оставшиеся стрелки окажутся позади основной части армии и будут хорошей целью для вашей кавалерии. Впрочем, будьте внимательны, наибольшую угрозу представляют уже не они. Если же атакуете вы, не спешите и дайте потратить боезапас своим стрелкам. Посмотрите, возможно, есть способ атаковать врага с возвышенности, а для конников есть ровный участок местности.

Ваша задача в следующей фазе боя — не столько уничтожить как можно больше врагов, сколько так сконцентрировать свои силы, чтобы враг дрогнул и побежал, и победа будет стоить вам куда меньших жертв. Как этого добиться, легко установить, хотя бы послушав крики игроков в Counter-Strike. «А тут их на меня выбежало трое!», «Он что — неубиваемый, что ли?!», «Как ты у меня за спиной оказался?!» — почти готовые рецепты. Глубокий охват фланга врага кавалерией, концентрированный огонь стрелков, одновременный удар нескольких ваших отрядов по одному вражескому — вам надо так расположить войска, чтобы можно было легко применить эти приемы. Ну, и прибавьте прорыв фронта, позволяющий окружать вражеские отряды.

Для решения второй и третьей задач подходит широкая «подкова» стрелков, которые отбегают за центральный строй тяжелой пехоты. Это позволяет им сначала не перекрывать друг другу линию огня, а затем вынуждает врага растянуться — одни отряды уже вступили в схватку с вашими основными силами, а другие еще только добираются от того места, откуда недавно в них летели стрелы. Сначала атакуйте самые морально неустойчивые отряды — например, ополченцев. Их дезертирство уменьшит энтузиазм более крепких войск и высвободит ваши силы. Главное — не забывайте оставить врагам путь к бегству; окруженные гораздо опаснее бегущих.

На заметку: огнестрельное оружие вызывает у дремучих деревенщин панику. Залп нескольких ваших отрядов по одному вражескому зачастую заставляет его сбежать.

Безусловно, вам надо опасаться того, что эти же приемы к вам применит противник. Если он превосходит вас в кавалерии, придется оставить как минимум по одному отряду пехоты на каждом фланге развернутым в сторону конников противника. Отслеживайте боевой дух ваших войск — направьте подкрепления тем, у кого он низок, и держите поблизости полководца. Если ваши воины все же побегут, его рожок поможет призвать их к порядку.

На штурм!

Скажу сразу: штурмовать города компьютер умеет плохо, но думает, будто умеет. В первом легко убедиться, держа оборону. Во втором — дав на откуп искусственному интеллекту расчет штурма. В Kingdoms результаты стали реалистичнее, а до выхода дополнения оценка результатов была крайне оптимистична для нападающих (на то, что битва не моделировалась, указывают хотя бы равные потери у всех однотипных отрядов) — добиться таких же, штурмуя город самому, было очень сложно.

Разумеется, лучше всего штурма избежать. Нередко рядом с городом стоит еще какое-нибудь войско. Нападайте на него, городской гарнизон подойдет на выручку собратьям — и вы получите отличную возможность разбить врага в чистом поле, а не выковыривать его из-за стен. Конечно, какая-то часть сбежит с поля боя в тот же город, но ваша задача облегчится в разы. Чтобы меньше врагов вернулись за стены, казните пленных, как бы варварски это ни звучало.

Когда штурма не избежать, вам предстоит проникнуть за стены. Вы можете пробить в них совершенно неэстетичные бреши, воспользоваться осадной техникой или заслать шпионов, чтобы они открыли городские ворота. В первом случае вы повредите ценное имущество, которое вам же потом ремонтировать, во втором — потеряете солдат под огнем защитников, пока деревянные монстры подбираются к городу.

Если технику удастся поджечь, ваши планы пойдут насмарку, но она может вам помочь реализовать преимущество в пехоте, заставив врага растянуть свои силы. Третий способ для гарантированного эффекта требует нескольких агентов за стенами, а развивать их в Kingdoms стало куда сложнее. Зато можно ввести войска в город с разных сторон — важно только использовать это к своей выгоде, а не облегчить задачу врага.

Таран может сокрушить ворота или частокол и открыть доступ в город кавалерии — лошадей-скалолазов воспитывать еще не научились, так что другие способы этого не позволят. Его можно провести за первый ряд стен замка и штурмовать вторые и третьи ворота. Но он передвигается медленно и представляет крупную мишень для стрелков, которые могут довольно легко его поджечь. В Kingdoms к списку угроз добавилось кипящее масло, выливаемое на головы штурмующих с ворот, если город окружен каменными стенами. Таким образом, потери в рядах перемещающей его команды будут велики — давайте его в руки тому отряду, о котором вы не будете сильно жалеть, а остальные войска подводите, когда ворота сломаны.

Лестницы можно доставить к стенам бегом и быстро начать атаку, недолго пробыв под огнем защитников. Сами лестницы малы, и поджечь их практически невозможно, но и воинов они от стрел не прикрывают. Наконец, их также можно пронести внутрь замка и использовать дальше. Но наверх ваши люди попадают по одному, а там их ждет целый отряд — могут и перетрусить. Применяйте лестницы там, где на стене нет защитников. Кстати, у больших городов стены для лестниц слишком высоки.

Осадные башни прикрывают ваших воинов на пути к стенам и высаживают на стены в большом количестве, так что вероятность захвата стены выше. Но они медленны, представляют отличную мишень для стрелков и башен, а если их удастся поджечь, то оказавшиеся внутри воины погибнут. Кроме того, даже если вы проведете башню за первый ряд стен, ко второму ее нельзя будет приставить — очевидно, это баг. Иногда я использую башни как приманки для вражеских стрелков.

Если шпионов у вас нет, в первую очередь пробейте брешь или снесите ворота, чтобы точно иметь возможность развить наступление. Далее разрушьте башни — пускай меткость их огня оставляет желать лучшего, потерь все же не избежать. Ущерб, нанесенный городскому имуществу, будет возместить легче, чем воскресить бойцов. Ну, а потом переносите огонь на войска противника.

На заметку: если стены не починены после предыдущего штурма, то вы можете сходу атаковать город даже без осадных орудий.

После того, как путь в город открыт, посмотрите на оставшиеся у врага войска. Если стрелков в его рядах мало, постарайтесь извлечь максимальную пользу из своих. Однако стены все же будут вам мешать, и, если лучники врага наносят ощутимые потери, остается только бросить в бой основные силы.

На заметку: если ваши войска захватили стену с помощью осадной техники, пошлите туда стрелков. Вид открывается отличный, пускай любуются.

Вообще-то город — совершенно неподходящее место для кавалерии: даже газонов нет, где лошади могли бы пастись в свое удовольствие. Однако если бреши достаточно широки, стоит попробовать несколько быстрых ударов кавалерией, не ввязывающейся в плотное сражение. Основная часть работы достанется пехотинцам — конники на узких улочках теряют преимущество в маневренности. Неплохих результатов можно добиться, втащив в город пушки — промахнуться тут сложнее, но и от контратаки защитников не убежать.

Все на стены!

Что же, с тем, как штурмовать, мы немного разобрались. Оборона нередко оказывается более хитрым делом. В гарнизоне далеко не всегда окажутся ваши лучшие войска, возводить постройки в осажденном городе нельзя, силы со временем тают, торговцы не могут попасть в город — уменьшаются доходы. Ну, и время всегда ограничено — даже если враг не пойдет на штурм, в конце концов город сдастся. Кстати, компьютер нередко практикует именно такой способ осады — его войска и не планируют атаковать и ждут ваших активных действий. В самом деле, как пойдут на штурм два десятка отрядов конных лучников?

Если враг соберется пойти на штурм, важнее всего для вас будут стрелки, на втором месте пехота, а кавалерия и артиллерия разве что мешать не будут. Предварительная расстановка и здесь очень важна: стрелки на стенах цепочками, пехота — в основном позади ворот (туда направится таран), и по отряду на стенах напротив осадных башен. Постарайтесь активировать как можно больше башен (на активных развеваются флаги). Стоящие на стене заселят артиллеристами обе ближайшие башни, а отряд, стоящий вплотную за башней — только ее. Вполне подходящее занятие для кавалерии в начале боя.

Если враг начал свой монолог с пушек, быстро уводите свои войска с обстреливаемой части стены. В раннем средневековье артиллерия с трудом наносит вред и постройкам, и воинам, а вот позднее большая бомбарда турок вполне может снести стену с пары выстрелов и лишить вас половины стоящего на ней отряда.

На заметку: иногда не стоит дожидаться, пока вражеская артиллерия расстреляет весь боезапас: вытащите за ворота свои пушки и постарайтесь уничтожить вражеские. Тем самым вы можете спровоцировать противника на атаку до того, как он закончит артподготовку. Можно попробовать расстрелять и осадную технику, но в этом случае шансы ваших артиллеристов вернуться домой крайне низки.

Стрелки могут попытаться поджечь двигающиеся к стенам осадные орудия. Однако чаще всего без поддержки баллист или пушек с крепостных башен эти попытки будут пустой тратой времени и стрел.

Отбить атаки с лестниц и осадных башен чаще всего не составит труда. Если ваши войска не сильно уступают атакующим в классе, то большая численность одновременно сражающихся должна выручить. Почти наверняка враг ворвется в вашу крепость через проломы или сломанные тараном ворота. Путь ему должна преградить пехота — лучше выстроить отряды в 4-5 шеренг. В первые ряды ставьте ополченцев — за счет большой численности они создают плотную преграду. А чтобы они не дезертировали, подпирайте их с тыла более серьезными войсками. Если натиск врага прорвет эту живую стену, придет время кавалерии — у нее будет некоторое пространство для разгона, да и ударит она связанного боем противника. Если же все обернется совсем плохо, попробуйте дать последний бой на городской площади: кавалерии будет где разогнаться для атаки на только что вышедшего с узких улиц врага.

Может возникнуть ситуация, когда кроме основной нападающей на город армии рядом оказывается еще одна. В этом случае компьютер, судя по всему, вторую армию штурмующей не считает, и она просто пытается расстреливать ваши войска. Если при этом случайно разрушаются стены, то железного полководца это ничуть не беспокоит.

На вылазку!

Как я уже писал, компьютер зачастую и не планирует штурма, а ждет ваших действий. Даже если это не так, но у вас есть изрядное число стрелков, не ждите атаки — отправляйтесь на вылазку. Она может окончиться вничью — ваши войска вернутся в город, вы нажмете Escape и увидите подтверждение: вылазка успешна, можете выйти из боя. Тактика «каждый ход совершать вылазку: лучники обстреливают отходящие из-под стен войска» здорово помогала мне, когда я играл за Англию. Каждая атака сокращала численность противника на 15-30% и помогла уничтожить три армии Тимуридов гораздо меньшими силами.

Однако ничья устроит вас не всегда, поэтому в гарнизоне нужны кавалерия и артиллерия. Если силы врага существенны, он попытается атаковать выкаченные за ворота пушки — а у вас на стенах стрелки только этого и ждут. Если же на такое храбрости противнику не хватает, то ничто не мешает выпустить по нему полный боекомплект. Кавалерия же в первую очередь нужна для того, чтобы уничтожить стрелков врага перед тем, как за стенами покажутся ваши лучники. Кстати, помните, что в городе не одни ворота, и выйти в чисто поле вполне можно через боковой вход, не подставляясь под стрелы? Ну, а после того, как первичная очистка местности закончена, стройте основные силы — начнется привычное сражение.

Но учтите — провести кампанию без потерь, в том числе и территориальных, вам будет нелегко. 9 армий Тимуридов добираются до этих мест почти невредимыми, и если начинают штурмовать какой-то город, то не сдаются до тех пор, пока не добьются своего или не будут уничтожены.

Подготовьтесь заблаговременно — вышлите на восток шпионов и подготовьте лучших убийц: с генералами врага лучше разобраться в нечестном бою. Замените городскую милицию тяжелой пехотой и лучшими лучниками: кавалерия вам почти не понадобится, предстоит защищаться. Артиллерия тоже едва ли понадобится (если только бомбарды), а вот башни отстройте.

Самая большая проблема — серая в красных попонах и с пушками сверху. Называется «боевые слоны». Теоретически слоны боятся зажженных стрел. На практике — не особо. Боятся горящих снарядов катапульт, но с испуга добегают до ваших батарей очень быстро; и все же артиллерия — в поле лучший способ борьбы.

Кавалерия от слонов шарахается, пехоту они быстро топчут — в общем, хорошего средства нет. Стрелкам могут помочь вбитые в землю колышки: против слонов они очень эффективны, но те не всегда вообще трогаются с места, а от пушечных ядер колышки почему-то не спасают.

Помогают городские башни, но при их меткости требуется немало времени. Зато если раненый слон впадет в ярость, то он вполне может потоптать немало своих войск.

Воевать с Тимуридами в поле очень тяжело еще и из-за того, что поначалу их армии держатся вместе и к врагу сразу подходит пара тысяч солдат подкреплений. Если вам все же придется это сделать, постарайтесь вынудить

Просмотров: 10177 | Добавил: tozila | Рейтинг: 3.9/28
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz