Градостроительные
симуляторы — единственный жанр, представителей которого можно сосчитать по
пальцам одной руки. Кроме сериала SimCity,
новоиспеченной игры City Life и рассматриваемого в данной статье Tycoon City: New York,
больше и припомнить нечего. Впрочем, дефицит подобных игр вполне предсказуем.
Дело в том, что развивать селение, возводить здания и следить за экономическим
благосостоянием нравится далеко не каждому: это трудоемкий процесс, и в
реальной жизни за него получают солидные деньги.
Чем тогда привлекательны эти игры? В первую очередь, тем,
что с их помощью мы можем воплотить свои давние мечты, построив идеальный
город. Причем это будет не детская забава «сконструируй пару домиков и расставь
их в произвольном порядке», а довольно трудное занятие, которое заставит не
только тыкать строения на карту, но и, что самое главное, думать. Как создать
идеальные условия для людей и заставить их переехать к нам? Что построить в
первую очередь, чтобы деньги текли в казну, словно горная водица? Имеет ли
смысл возводить ресторан, или лучше ограничиться простой забегаловкой?
Подобные вопросы будут терзать вас и во время игры в Tycoon City: New York. Правда, в отличие от SimCity здесь не придется создавать транспортную инфраструктуру и следить за порядком, открывая полицейские и пожарные участки. Разработчики
вырезали эти элементы и оставили только одно: экономику. Кроме того, участок, на которым мы будем трудиться,
невелик. Казалось бы, Нью-Йорк — один из крупнейших городов в мире, и
просторы для творчества должны быть огромными. Но нет — нам вверен не весь
мегаполис, а только остров Манхэттен — небольшой сам по себе.
Поэтому спектр задач таков: вам нужно
учитывать интересы жителей, по первому зову строить нужные им здания
(парикмахерские, кафе, магазины по продаже видеоигр и т.п.) и, конечно,
поддерживать на должном финансовое состояние. Деньги расходуются крайне
быстро, ведь почти каждое здание обходится как минимум в 20000$; зато
зарабатывать их гораздо сложнее. Основные доходы приносят всякие кафешки и забегаловки: когда
селение разрастется, любой фаст-фуд будет приносить
полтысячи долларов (а то и больше) ежедневно. Остальные строения тоже вносят
свою лепту в прибыль, но — гораздо меньшую.
Игры в песочнице
Заказав физиономию для своего виртуального
эго из списка имеющихся (либо скопировав изображение своей в формате .JPG или
.TGA в папку C:\Documents\Atari\Tycoon City — New York\My Pictures, где С — раздел
жесткого диска, на котором находятся «Мои документы»), мы переходим к экрану
выбора режима игры. Их всего два: BUILD NEW YORK и SANDBOX («песочница»).
Первый — это кампания, состоящая из 12 миссий. В каждой миссии нам нужно
достичь определенных целей: зачастую — обеспечить высокий уровень
довольства граждан, но порой — подготовить город к какому-то событию.
И если радовать горожан можно сколько угодно времени, лишь бы в конце концов они почувствовали себя счастливыми, то
украшать Нью-Йорк перед Хэллоуином нужно быстро: срок
выполнения задания истекает 31-го октября.
Существуют и дополнительные задания, выполнять которые
необязательно, но вместе с тем желательно. Зачастую от вас требуется опять-таки
удовлетворить какую-либо «мелкую» нужду; в качестве награды предоставляется
возможность построить достопримечательность вроде статуи Свободы, которая, в
свою очередь, тоже принесет людям радость.
С каждой новой миссией вверенная нам территория немного
расширяется, поскольку открываются новые районы. Действие
стартует в тихой Greenwich Village (по сути — студенческий городок), где живут преимущественно учащиеся. Их нужды определяются благосостоянием: студенты хотят недорогого жилья, места,
где можно дешево перекусить и попить кофе, библиотеки, чтобы читать книги, интернет-кафе для общения с друзьями и, конечно,
кинотеатров, театров и прочих увеселительных заведений. У жителей богатых
районов города потребности другие: им подавай крутые рестораны, цветочные
магазины с обширным ассортиментом, элитные бутики и т.п. Кстати, некоторые
здания изначально недоступны и «открываются» лишь по мере прохождения кампании.
В SANDBOX нет никаких ограничений и задач. Вы действуете в
свое удовольствие, создавая город мечты. Разумеется, любое здание, в отличие от
режима BUILD NEW YORK, можно построить сразу. Лепота!
Куда щелкать?
Перейдем к управлению. Основные действия мы, конечно же,
выполняем мышью. Если сдвинуть курсор к краю экрана и не убирать его оттуда,
камера будет двигаться в выбранную вами сторону. Это привычно и знакомо.
Кстати, оные действия осуществляются посредством раскладки WASD. W и S отвечают
за движения вперед и назад; A и D — влево и вправо соответственно. Если
направить «указку» на определенную точку ландшафта и зажать правую кнопку
манипулятора, то камера будет вращаться вокруг этой самой точки.
Альтернатива — клавиши Q и E, вращающие камеры против и по часовой стрелке, соответственно. Ну а если зажать «колесико» (или какая у
вас там третья кнопка «грызуна»?), то камера будет перемещаться ровно в ту
сторону, в которую вы станете двигать манипулятор, — с точностью до одного
градуса. Правда, скорость движения камеры в таком случае чрезвычайно низка, так
что данная функция почти не используется.
Если крутить колесико мыши взад-вперед, камера будет
приближаться-удаляться — это стандартно. Та же функция навешана и на
клавиши X и Z.
Это важно: в панели слева
внизу есть закладка map. Если щелкнуть на какой-либо
точке этой мини-карты, камера перелетит в ту самую точку. Просто и очень
удобно.
Теперь поговорим о выполняемых вами действиях. В игре можно
не только искать хорошую территорию для размещения здания, выбирать тип
постройки и т.п., но и следить за благосостоянием каждого гражданина в
отдельности и прибыльностью всех сооружений. Щелкнув на персонаже левой кнопкой
мыши, вы увидите информацию о нем, включая имя, пол, места, откуда и куда он
движется, текущие мысли и потребности. Затем, ознакомившись с информацией, жмем
на крестик в левом верхнем углу окошка и возвращаемся в игру.
Со зданиями чуточку сложнее. Сами понимаете, нужно знать не
только общий доход от постройки, но и то, какую категорию населения она
удовлетворяет, а какую нет; растет ли прибыль от учреждения — или уменьшается.
Поэтому после того как вы щелкнете по зданию левой кнопкой мыши, появится
небольшая панель с несколькими окнами. В первом из них вы
увидите информацию о классах горожан, интересующихся строением; благодаря
второму оцените рентабельность; в третьем сможете произвести небольшие
улучшения (к примеру, навесить неоновые вывески «открыто» близ дверей
кафетерия), которые привлекут внимание прохожих; в четвертом сможете узнать,
есть ли поблизости подобные сооружения, и если да — сильная ли между ними
конкуренция.
А что тут строить-то?
Строения в игре делятся на шесть видов (не считая еще
нескольких десятков подвидов).
Первые из них — места проживания. Это могут быть и
небольшие дома, и огромные апартаменты среднего класса, и люкс-апартаменты,
и отели. В дешевых районах самыми выгодными будут студенческие апартаменты за
90000$, в которых могут жить сразу 125 человек; остальные варианты по
соотношению цена/вместительность находятся далеко позади.
Богачи, напротив, предпочитают элитные жилища либо, как ни странно,
отели. А вот небольшие дома, если честно, практически бессмысленны — стоят
они дорого, вместительность у них небольшая, а людей, желающих ютиться в
крохотных трехэтажных хибарах, найдется немного. Так что нескольких таких
построек на район хватит наверняка. В «обычных» районах, а также в Small Italy («маленькая Италия»)
наиболее выгодным вариантом будут апартаменты среднего класса за 115000$,
вмещающие 110 человек. В таких домишках и жить не
стыдно, и недорогие они.
Далее идут различные учреждения и магазины. Один из самых
главных их подвидов — бутики, в которых продается одежда. Согласитесь,
было бы неразумно заставлять жителей ходить нагишом. В магазине шмоток (accessory store) продаются всякие шарфы, ремни и т.п., то есть товары
массового потребления, необходимые везде и всегда; но подобные вещицы
пользуются крайне маленьким спросом, так что одной-двух лавок подобного типа на весь район хватит с головой. Магазины по продаже секонд-хенда (nearly new clothing store) нужно
устанавливать в больших количествах в любом бедном районе, да и в China Town они пригодятся.
Вместе с тем подобные заведения в богатых местах принесут
только убытки: чтобы возвести их, вы потратите 20000$, а толку будет — ноль! Аналогично и с магазином уцененных товаров (discount clothing). А вот магазин дамского белья (lingerie store) по понятным
причинам нужен везде. Уличная одежда (street clothes) пригодится, в общем-то, в любом районе, но особый
интерес этот товар вызовет в бедных кварталах, а в богатых хватит и одной такой
точки. И последний, шестой магазин, продающий самую разнообразную одежду (affordable dress store), — универсален, его можно без малейших сомнений
ставить в любом районе, хотя цена — 26000$ — кусается.
Магазины, кхм, «культуры и хобби»
во многом заменяют друг друга. Газетные и книжные ларьки пригодятся везде и
всегда — население хочет быть в курсе происходящих в городе событий. Лавка
артистических приспособлений (artist's materials) продает всякие сценические костюмы, инструменты
для художника и т.п. Такие магазины оправдывают стоимость, затраченную на
строительство, в любом случае, но, правда, через очень долгий срок, так что
тыкать эти объекты куда попало не имеет ни малейшего
смысла.
Комиксы (comic book store) интересны в основном богачам, да и животными (pet store) могут обзавестись
только состоятельные люди. Так что жителей бедных кварталов этими постройками
вряд ли обрадуешь. Магазин канцтоваров (stationery store) полезен, напротив, в бедных, особенно студенческих
кварталах, в которых много учебных заведений. Свою стоимость он окупают
медленно, но уверенно: это учреждение всегда будут посещать.
Магазины домашних приспособлений и безопасности оправдывают
стоимость с огромным трудом. Строить их рекомендую, поскольку уровень счастья
людей, если они станут часто терять ключи и не смогут приобрести новые, резко
упадет. Тем не менее злоупотреблять такими лавками
нельзя. А цветы (florist) пользуются спросом в
основном в богатых кварталах — в бедных прибыль будет слишком уж
маленькой.
Продажа компьютерных игр (computer games store) и прокат видео
(video rental store) популярны везде и рано или поздно наверняка
окупятся. Это, в целом, логично: играть любят многие, да и посмотреть кино вряд
ли кто-то откажется. Так что подобные заведения ставьте безбоязненно: деньги
будут потрачены не зря.
Парикмахерские, различные салоны и т.п. тоже можно строить,
не сомневаясь, но и надеяться получить от них огромную прибыль не стоит. Дело в
том, что посещать эти заведения будут весьма редко, а стоимость услуг невелика.
Так что прибыль будет очень небольшой.
Такси (cab firm),
магазин по продаже мобильных телефонов (cell phone store), копировальный салон
(copy shop) и интернет-кафе (internet cafe) — атрибуты любого нормального района, в котором
власти заботятся о жителях. Но, к сожалению, в бедных местах cell phone store и internet cafe будут малопопулярны: вряд ли многие найдут деньги на блуждание по
Сети или на покупку новой дорогущей «трубы». С такси, в общем-то, все попроще: им пользуются часто, так что прибыль будет течь
стабильно. Но чтобы окупить стоимость постройки — 13500$ — понадобится не одна игровая неделя.
Далее — центры продажи продуктов питания. Бакалея и
супермаркет непременно должны быть построены в каждом районе, поскольку кушать хотят все. Правда, супермаркеты
будут не шибко популярны в богемных местечках, так что их лучше располагать
поближе к маленьким домам и студенческим общежитиям — если, конечно, вы
рассчитываете получать нормальную прибыль. С фаст-фудами и ресторанами разобраться просто: первые будут популярны в бедных районах,
вторые — в богатых. Элитное кафе, расположенное возле двухэтажных хибар, с
99-процентной вероятностью будет пустовать, хотя стоит оно от 26000 до 35000 $.
А вот бары почти никогда не
оправдывают стоимости: их посещают крайне неохотно.
На заметку: дешевые
забегаловки в небольших количествах можно размещать и в злачных местах: как ни
странно, люди бегут в них без зазрения совести независимо от уровня достатка.
Так что — не пренебрегайте такими заведениями!
Далее идут развлекательные учреждения (entertainment).
Всяческие клубы — а в особенности комедийный — это одна из главных особенностей Нью-Йорка, так что жители с радостью пойдут в
такие места. И пусть высокие цены вас не смущают: со временем сумма,
затраченная на строительство, вернется с лихвой. Кинотеатры и театры тоже
любимы всеми, но вот незадача: в бедных районах в них будут ходить ой как
нечасто — опять же по причине низкого уровня состоятельности населения. В
принципе, если у вас достаточно денег, можно возвести объект Cinema, но — вовсе не факт, что это действие окупится.
И не говорите, что мы не предупреждали!
Следующие по списку — рабочие учреждения. Тут, как ни
странно, действует принцип «чем больше, тем лучше». Высокие университетские
строения гораздо выгоднее низких по параметру
цена/производительность, так что если есть деньги — не экономьте. Офисы
тоже желательно ставить огромные — причина названа выше.
Последние заведения — культурные и туристические. О них
поговорим подробно. Итак, для начала — музей стоимостью 60000$.
Располагать его нужно неподалеку от библиотеки. Практика показывает, что это
наиболее выгодный вариант взаимодействия двух строений: фактически они создают
некий комплекс учреждений, необходимых для учебы. Поэтому строить их следует
возле студенческих общежитий либо университетов. Логично и эффективно. Только
помните: у музеев очень высокий радиус «обеспечения», так что строить такие
здания следует на расстоянии как минимум нескольких кварталов, а лучше — в
разных частях района. Арт-галереи популярны
значительно меньше. В них ходят больше в богатых местах, да и то нечасто.
Стоимость одной такой постройки — 35000$. В принципе, терпимо, но если у
вас нет хотя бы миллиона — тратиться на галерею бессмысленно, только
потеряете время!
Туристические агентства (travel agent) популярны исключительно в богемных местах, там, где
живут люди, у которых, что называется, денег куры не клюют. Они-то наверняка и
раскошелятся на дорогие билеты: подумаешь, тысячей баксов больше, тысячей баксов меньше! Правда, даже богачи экономят средства и не
тратят их почем зря, так что число путешественников
никогда не будет особо большим. В общем, агентства нужно строить только в
случае, когда вам банально некуда деть финансы. Но такое редко бывает.
Туристическая информация (tourist info),
предоставляемая в соответствующих заведениях, интересна и жителям небогатых
районов — и хотя это не шибко логично (зачем мне знать про кругосветное
путешествие, если денег не хватает даже на билеты в Рим?), но практика
показывает: строить такие здания выгодно. А с учетом того, что стоят они дешево
(10000$), риска нет вообще.
А здесь мы сделаем так...
Теперь перейдем к общеигровым советам.
Как вы могли заметить, то там, то сям появляются здания,
которые принадлежат неизвестно кому. Вернее, известно кому — не вам, а
другому магнату. Эти постройки снижают эффективность ваших заведений и, кроме
того, могут занимать удобное место, где вы планировали открыть, к примеру,
магазин. Неприятно? А то!
Что же делать? Использовать древний метод: «если конкурента
нельзя устранить — его покупают». Мысль, надеюсь, ясна: приобретаем
«здание-паразит», тем самым избавляясь от проблемы.
Конечно, это не панацея — «чужие» учреждения стоят недешево. Но если не
завладеть ими, ваши строения, расположенные неподалеку, будут работать далеко
не в полную мощь. Зато, потратившись, вы не только снова станете получать нормальную
прибыль, но и обзаведетесь дополнительным источником дохода.
При первом случае стройте «достопримечательности». Если дела
идут как по маслу, у вас наверняка будет возможность возвести,
к примеру, библиотеку Гарварда. Это принесет солидные дивиденды: читатели будут
выкладывать за абонементы приличные суммы, и в день вы будете грести таким образом до нескольких тысяч долларов.
Подчеркиваю: в день. Можете
представить себе общую прибыль за месяц игрового времени.
Решив глобальные проблемы, обязательно займитесь «мелкой»
модернизацией зданий. Любые постройки можно приукрасить яркими неоновыми
вывесками, плакатами, цветочными горшками вблизи входа и даже рекламными бигбордами. Польза от этого немалая. Возьмем для примера
обычную забегаловку. Если посадить возле дверей пару деревьев, а также
установить светящиеся надписи «открыто», сюда будет идти больше
посетителей — ведь красивое кафе привлекает взор издали. Затем можно
поставить несколько дополнительных столов на открытом воздухе. Согласитесь, в
знойную пору сидеть внутри душного помещения ой как неприятно. Почему бы не перекусить на улице, в окружении приятно
пахнущих деревьев и горшков с различными растениями? Как следствие: дополнительное
место для посетителей, размещенное снаружи, принесет вам еще нескольких
клиентов. А мы ради этого и боремся, правда?
Но особую пользу принесут бигборды.
Щитки, установленные на высоких зданиях, обойдутся в круглую сумму, но вы
будете постоянно получать прибыль. Так что деньги, затраченные вами на
размещение подобной рекламы, окупятся очень быстро. В общем, такой, казалось
бы, несущественный элемент игры, как небольшие модернизации зданий, на поверку
оказался одним из самых важных. Удивительно, не так ли?
Играем вместе
Если вы внимательно прочитали эту статью, у вас вряд ли
возникнут какие-либо трудности. Однако люди, доселе не игравшие в
градостроительные симуляторы вообще, могут запутаться в хитросплетениях игровых
механизмов. Им в помощь — схема начального развития города.
Сперва устанавливаем в каком-нибудь
из отдаленных кварталов несколько студенческих общежитий и парочку домов.
Памятуя о том, что кушать хотят все, располагаем
поблизости дешевый фаст-фуд и бакалею, украшаем
забегаловку плакатами и размещаем на улице дополнительный столик. Одеться тоже
нужно каждому, но поскольку в этих кварталах будут ошиваться бедняки, для них возведем лавку по продаже секонд-хенда.
Аналогично обустраиваем близлежащую площадь. По центру между этими двумя
кварталами нелишним будет построить газетный киоск, магазин канцтоваров, интернет-кафе и книжный ларек. Далее выбираем: либо
супермаркет, либо кафе и видеопрокат. Второй вариант
предпочтительней: должны ведь люди хоть как-то развлекаться!
Затем можно немного отдохнуть, пока накопятся деньги, и в
это время модернизировать имеющиеся постройки и ознакомиться с нуждами граждан.
Потом, когда финансов станет достаточно, можно возвести еще какое-нибудь
здание, позволяющее удовлетворить самую актуальную в данный момент потребность
жителей.
После этого начинаем строить более богатый квартал,
располагая его поближе к центру. Там тратимся по полной программе: возводим
наряду с дешевыми домами «крутые» апартаменты, размещаем парочку фаст-фудов и один ресторан и радуем людей кинотеатром,
магазином по продаже компьютерных игр, лавками с нормальной одеждой, газетным
киоском и такси. Потом, как водится, модернизируем здания, расставляем бигборды. Деньги потекут достаточно быстро, а вы во время
этого процесса сможете как следует изучить, что интересует граждан в данный
момент, и подумать о стратегии дальнейшего развития региона. Тут дать
конкретные подсказки невозможно: каждый раз ситуация складывается по-новому. И
ваша задача — найти самые верные пути решения проблем.
Спи спокойно, Нью-Йорк
Солнце спряталось за единственным спутником Земли. Нью-Йорк
накрыла кромешная тьма, и в городе зажглись фонари. Несмотря на позднее время,
на улицах было много счастливых людей, идущих с киносеанса прямиком в уютный
ресторан. Бодрые старички с радостью читали выпущенные ранним утром газеты, в
которых рассказывалось о недавно построенном современном кинотеатре. Сонные
таксисты, слушая блюз, развозили по домам не менее сонных людей, уставших от
долгих прогулок.
Нью-Йорк превратился в истинный рай. И в этом — наша
заслуга!
Перспективы дальнейшего развития Tycoon City
Tycoon City: New York — интересная
игра, но ее можно улучшать буквально до посинения. Причем глобальных перемен не
нужно — разработчикам в первую очередь следует отшлифовать баланс,
исправить ряд несуразиц с эффективностью зданий, увеличить количество строений
и — что самое главное — добавить глобальности.
Рано или поздно вы израсходуете деньги, и вам придется их
копить. Покуда казна будет пополняться средствами,
можно «поукрашать» здания вывесками, разузнать, чем
недовольны жители; но эти действия тоже отнимают немного времени. Так что в
какой-то момент мы можем уйти пить чай, чтобы не сидеть, уткнувшись носом в
монитор, и не ждать, пока финансы достигнут приемлемого уровня?..
Пожалуй, разработчикам следует озаботить нас чем-то еще. К
примеру, созданием транспортной инфраструктуры. Честное слово, очень обидно,
что мы не можем сами мостить дороги, устанавливать подземные переходы и рыть
тоннели для метро. Если бы в игре присутствовал этот элемент, мы бы любую
свободную минуту тратили на прокладку шоссе, чтобы горожанам было легче
добираться на работу. Нас таких трудностей лишили. Но — зачем?
Аналогично — и с безопасностью города, промышленностью.
Конечно, введение в игру случайных пожаров и преступлений могло бы существенно
усложнить процесс. Только кто бы от этого отказался? Четко рассчитывать зоны
влияния полицейских участков, чтобы и не тратить на пожирателей пончиков лишних
денег, и бандитам воли не давать, — это очень интересно!
...А заводы, фабрики! С ними-то что? Лишь умело налаженное
производство может дать городу деньги, необходимые для дальнейшего развития. Но
в наш виртуальный Нью-Йорк финансы текут неизвестным науке образом &mdashденьги будто из воздуха возникают.
И последнее — территория. В
принципе, ближе к концу игры, когда будут открыты все районы, земли для
«творчества» хватит. Но если вы давний поклонник SimCity и в особенности четвертой части этого грандиозного сериала, то наверняка будете
недовольны тем, что здесь нельзя управлять целым регионом. Вам бы хотелось
соединять близлежащие города дорогами, налаживать между ними взаимодействие с
целью быстрейшего экономического роста? То-то же. А в Tycoon City это не разрешено.
В общем, авторам проекта есть чем
заняться. Расширять игру можно сколько угодно!
|