В этом руководстве не
будет лишних слов. А посему — сразу к делу.
Обитатели города, который вам предстоит построить и
защитить, ведут себя самостоятельно, но предсказуемо. Не будучи в силах
воздействовать на них напрямую, мы можем управлять ими косвенно, закладывая
здания и проводя дороги. А в итоге — построить сильную империю, развить
экономику, разбить врагов и разведать очередной портал, ведущий к следующей
сюжетной миссии.
Градостроительство
Участки земли на подконтрольной вам территории по-разному
пригодны для строительства. На самых плохих (или тесных) местах можно возвести
разве что флажок, на более просторных — домик, большой домик или дворец.
Одним из таких значков помечается земля, когда вы наводите на нее указатель
мыши. Причем на «хороших» участках всегда можно построить в том числе и самую простенькую хижину, но не наоборот.
Выбрав место, вы попадаете в список доступных зданий. По
умолчанию он всегда открыт на первой странице, но чем лучше земля, тем больше
страниц вы увидите в списке закладок и сможете на них переключиться.
Щелк — и вы заложили здание: фундамент и кусочек отходящей от него
дорожки. Стоит только продлить этот отросток до ближайшей дороги, как из замка
тотчас же выбежит строитель, направляясь к месту будущего домика. Грузчики
вынесут необходимые материалы, по эстафете из рук в руки передадут строителю, и
вскоре постройка будет завершена.
Дорожно-транспортные сети
Здешние дороги проще всего описать так: «флажки и то, что их соединяет». Флажком
обозначается начало и конец дорожки. Флажки стоят на развилках, на перекрестках
и на пороге каждого здания. Без флажков нет дороги.
Щелкнув по флажку, можно выбрать пункт «Build road» и провести тропинку к другому флажку — или
вручную выбирая направление мышкой, или указав на пункт назначения: в этом
случае путь проложится автоматически.
Вновь построенный отрезок дороги займет носильщик.
Единственное, что он умеет, — это взять груз в одном конце отведенного ему
участка и донести до противоположного. Дальше — не его забота.
По мере протаптывания дорожки становятся каменными, и по ним
уже могут ходить ослики, заметно ускоряющие товарооборот. Грузоподъемность
ослика вдвое выше, чем у человечка.
Есть и водные дороги, обозначаемые поплавками. «Водному»
носильщику понадобится лодка, и ничего, кроме грузов, на ней перевозить нельзя:
ни войск, ни строителей, ни осликов.
Наконец, есть большие корабли, курсирующие между портами.
Корабль, как и лодка, строится на верфи, а вот порт где угодно не построишь:
для него нужна специальная площадка, помеченная «якорем». На некоторых картах
порт позволит снарядить экспедицию, отправить груженое материалами судно на
далекий материк и основать там колонию.
Обыватели и профессионалы
На лесопилке работает столяр, в пекарне — пекарь, на
бойне — мясник. Все они в прошлом — обычные носильщики. Как только
возникает вакансия, носильщик берет в руки инструмент, мгновенно получает
профессию и вселяется в недавно построенное здание. Если здание разрушить, его
обитатель возвращается в замок, но обратно носильщиком уже не становится.
Для большинства специальностей нужны инструменты. Строителю
или кузнецу — молоток, лесорубу — топор, мяснику — мясницкий
нож. Только некоторые работают голыми руками: например, мельник, пивовар или
геолог.
Есть и более забавные исключения. С катапультой и колодцем
управляются простые обыватели, не приобретая при этом профессии.
Круговорот ресурсов
Ресурсов в игре много, и все они — штучные, то есть
измеряемые единицами. Столько-то бревен, столько-то ведер воды и т.п. Основу
игры составляет их сбор и дальнейшая переработка.
К примеру, дровосек срубает в лесу дерево. Оставив его у
порога, он какое-то время отдыхает в избушке, а потом вновь отправляется в лес.
Шустрые грузчики доставляют бревно на лесопилку, где оно превращается в доску.
Дальше ее отнесут или на стройку, или в мастерскую, где делают инструменты, или
на верфь. А если сейчас доски нигде не нужны — просто бросят на склад.
То же самое происходит и с уловом рыбака, и с добычей
охотника, и с крестьянским урожаем. Но если рыба или ветчина уже сразу готовы к
употреблению (их едят шахтеры), то колоски пшеницы может постигнуть самая
разная участь. Какие-то отнесут на мельницу, чтобы из муки пекарь приготовил
хлеб все для тех же шахтеров, какие-то попадут на пивоварню, а еще сколько-то
пшеницы пойдет на корм свиньям или осликам.
На заметку: в меню Global Economy Settings можно указать, в какой пропорции будут
распределяться ресурсы для разных нужд. Там же настраивается, сколько каких
инструментов будет выпускать кузница и какие предметы приоритетны при транспортировке. Это самая
полезная кнопка в игре.
И еще. Все ресурсы, кроме дерева, заканчиваются. Дело в том,
что деревья умеет сажать лесник, а вот закапывать в землю минералы или плодить
в море рыбу никто еще не научился.
Земные недра
О шахтах стоит рассказать отдельно. Залежи ископаемых
встречаются в горах, но перед тем, как строить шахту, важно провести разведку.
Направьте дорожку в горы, щелкните по флажку и вызовите туда несколько
бородатых геологов. Вскоре они расставят таблички, где стоит искать камень, где
уголь, где золотую или железную руду. И шахту там надо ставить соответствующую:
золотодобытчики или каменотесы не станут копать для вас, положим, железо.
Угля обычно нужно больше всего — просто потому, что он
используется и при переплавке руды, и при чеканке монет, и в кузнице. Золото
идет на монеты для улучшения войск: без него проиграна любая война. Из железа
куется оружие и инструменты, а камень — это стройматериалы и снаряды для
катапульт.
Работают шахтеры за еду. Снабжайте их рыбой, хлебом или
ветчиной, а лучше — всем сразу.
Мирная экспансия
Пределы поселения обозначены пограничными столбиками, и
строить можно только на своей территории. Чтобы расширить владения, нужны
военные постройки. Их несколько, но отличаются они только по вместимости:
бараки могут разместить двоих солдат, а огромная крепость — девятерых.
Пока о войне речи нет, достаточно самых простых бараков. Постройте их возле
границы, и когда там поселится первый солдат, граница расширится. Кстати,
военные строения можно впоследствии улучшать до более вместительных — для
этого понадобится немного материалов и строитель.
На заметку: солдат — это тоже профессия. Чтобы обыватель стал солдатом, ему понадобится меч, щит и
бочонок пива, а для роста в званиях — еще и золотые монеты.
Иногда может понадобиться предварительная разведка. Самый
простой способ — отправить разведчика к дальнему флажку: точно так же, как
геолога в горы. Другой вариант: построить наблюдательную вышку. Занявший ее
разведчик сможет осмотреть ближайшие окрестности.
Конфликт
В какой-то момент ваша граница упрется во вражескую.
Дальше строить бараки не получится. Придется воевать. Атаковать можно только
военные постройки — захватив их, вы сдвинете свою границу вглубь
территории противника, и все мирные домики врага просто сгорят.
Выберите цель и укажите, скольких солдат вы готовы послать в
бой. Войска на штурм собираются из ваших ближайших военных построек, причем в
каждой из них обязательно остается хотя бы один боец.
Бой происходит в виде серии поединков. Защитники выходят из
укрытий, разбиваются по парам с нападающими и дерутся, пока одна из сторон не
возьмет верх. В здании убить солдата может только катапульта: при каждом
удачном попадании из ворот вылетает труп очередного стражника.
Это важно: бойцы более
высоких званий имеют значительное преимущество. Один генерал способен поочередно перебить взвод простых
пехотинцев. Поэтому золото — основа войны.
Еще в войне есть одна хитрость, позволяющая подтянуть больше
войск поближе к границам. Во всех бараках, расположенных в глубоком тылу
поселения, нажмите «Evacuate Building».
Солдаты покинут постройку и направятся туда, где для них есть свободное место.
А захваченная территория, как ни странно, останется за вами. Может, баг?
• • •
Дальше к вашим услугам — полный список профессий, а
также исчерпывающая информация обо всех зданиях игры. Кто живет в домике, что
производит, что потребляет, какие ресурсы необходимы для постройки... Словом,
все.
Простые профессии
Военные профессии
Профессии, требующие инструментов
Архитектура во всех подробностях
|